:

Интервью заместителя главы Администрации Президента Республики Беларусь Снопкова Н.Г. китайским СМИ

01.12.2016 г.

1. В сентябре 2016 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко прибыл в Китай с визитом. В чем главные акценты белорусско-китайских отношений на нынешнем этапе? Как Вы оцениваете перспективу дальнейшего развития двусторонних отношений?

Важнейшим политическим итогом государственного визита Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 28-30 сентября 2016 года в Китай стало решение об установлении между нашими странами нового уровня отношений доверительного всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Такой особый уровень в международных отношениях Китай имеет с ограниченным числом государств. В наших двусторонних отношениях этот уровень достигнут за относительно короткий промежуток времени. Благоприятную атмосферу для взаимопонимания создают дружеские личные отношения лидеров наших стран.
Новый уровень политических связей предполагает активное развитие двусторонних отношений по всем направлениям. В торгово-экономической сфере сотрудничество будет расширяться в направлении диверсификации взаимных поставок. Помимо традиционно поставляемых в Китай белорусских товаров (сельскохозяйственная техника, калийные удобрения, продукция нефтехимической отрасли и др.) планируются поставки говядины, мяса птицы. В области инвестиционного и финансового сотрудничества мы переходим от кредитного финансирования совместных проектов к взаимным прямым инвестициям. Дальнейшее развитие получит создание совместных с китайскими партнерами предприятий на взаимовыгодных условиях.
Важнейшей составной частью развития двусторонних торгово-экономических отношений становится региональное сотрудничество. В целях содействия сотрудничеству в этой сфере принято решение об открытии второго Генерального консульства Республики Беларусь в КНР – в г. Гуанчжоу.
Сегодня все шесть областей Беларуси и г. Минск имеют по два и более регионов КНР в качестве побратимов. Заключено более
20 соглашений об установлении и развитии сотрудничества на уровне ”город-город“. В рамках Белорусско-Китайского межправительственного Комитета по сотрудничеству функционирует Рабочая группа по межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству. В сентябре т.г. в г. Урумчи проведено второе заседание Рабочей группы, в ходе которого актуализирована и подписана ”Дорожная карта сотрудничества регионов Беларуси и Китая“. Такие связи, безусловно, будут способствовать развитию и укреплению отношений между нашими странами.

2. Какое значение для Беларуси имеет китайская инициатива ”Один пояс, один путь“? Какие меры принимает Беларусь в процессе продвижения сопряжения концепции ”Один пояс, один путь“ с Евразийским экономическим союзом?

Республика Беларусь в числе первых поддержала инициативу Председателя КНР Си Цзиньпина ”Один пояс, один путь“. Одним из основных приоритетов Беларуси является развитие транспортной инфраструктуры, поэтому мы приветствуем и поддерживаем строительство Евроазиатского трансконтинентального моста в рамках реализации данной стратегической концепции. Безусловно, этот масштабный проект обеспечит более тесное не только межгосударственное, но и межрегиональное торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, взаимодействие в различных областях между всеми государствами Экономического пояса Шелкового пути во благо народов этих государств.
Беларусь готова стать узловой платформой в реализации проектов Пояса в евразийском регионе, важным транспортно-логистическим, информационно-коммуникационным звеном. Особую роль здесь играет Китайско-Белорусский индустриальный парк. Как заявил Председатель КНР Си Цзиньпин в Минске в 2015 году, ”Индустриальный парк ”Великий камень“ должен стать жемчужиной в строительстве Экономического пояса Шелкового пути и классическим образцом двустороннего взаимовыгодного сотрудничества“.
При этом  Беларусь надеется стать не только торгово-логистической, но и производственно-технологической площадкой на Шелковом пути. И для этого имеются все основания: наличие современных технологий и политическая воля.
Республика Беларусь представляет собой уникальную платформу для развития бизнеса Европы и Евразии с учетом  выхода на огромный 170-миллионный рынок Евразийского экономического союза Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России (ЕАЭС).
Участие нашей страны в ЕАЭС многократно увеличивает возможности кооперации и инвестиционную активность. Причем как внутри ЕАЭС, так и для третьих стран. Инвестор, приходя в любую из стран — членов союза, получает доступ ко всему рынку ЕАЭС.
В рамках Евразийского экономического союза созданы условия для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Это дает нам огромное преимущество. На наш взгляд, ни один альтернативный проект не дал бы Беларуси таких возможностей.
Данные обстоятельства прекрасно сочетаются с инициативой ”Один пояс, один путь“, которая нацелена на то, чтобы создать взаимовыгодную ситуацию для Китая и стран, по территории которых пролегает маршрут из Китая в Европу.
Реализации инфраструктурных проектов с участием китайских партнеров будет также способствовать еще одна инициатива, над которой в настоящее время работают эксперты Китая, государств-членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии – Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС, его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой. Данный документ после его подписания станет первым важным шагом в развитии белорусско-китайского сотрудничества через призму Евразийского Экономического союза и фактически первым программным документом,  закрепляющим на бумаге интеграционные устремления всех стран ”пятерки“.

3. Расскажите, пожалуйста, о достигнутых эффективных результатах в процессе совместного строительства Китаем и Беларусью Экономического пояса Шелкового пути? По Вашему мнению, не считая в традиционных областях, в каких еще сферах существуют светлые перспективы будущего сотрудничества? И какие еще сферы требуют глубокого развития?

Ключевым проектом белорусско-китайского сотрудничества в рамках Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), несомненно, является Китайско-Белорусский индустриальный парк. Мы стремимся строить его как центр размещения высокотехнологичных отраслей, формирующих ”экономику будущего“. Ряд значимых договоренностей уже имеется с такими известными лидерами китайского ИТ-сектора как ”Хуавэй“, ”ЗТИ“, а также промышленными гигантами ”Зумлион“ и ”Вэйчай“. ”Великий камень“ – это открытый проект, и к нему в последнее время отмечается интерес со стороны ряда стран как ближнего, так и дальнего зарубежья.
В рамках ЭПШП резерв видится в активизации сотрудничества между областями Беларуси и провинциями Китая в сферах торговли и логистики. У Беларуси имеются предложения по строительству транспортно-логистических центров в Брестской, Гродненской и Витебской областях, в частности, мультимодального промышленно-логистического парка в Оршанском районе Витебской области на территории поселка Болбасово, маркетинго-логистического центра в г. Бресте с участием провинции Хубэй.
В плане диверсификации экспортных поставок помимо позиций традиционного экспорта (калийные удобрения, продукция нефтехимии, специальные и сельскохозяйственные машины, микросхемы) белорусские предприятия готовы предложить Китаю современное дозиметрическое, оптическое, лазерное оборудование, программное обеспечение, лен и пушнину, экологически чистую продукцию пищевой промышленности, включая мясо, молоко, детское питание, воду и напитки, кондитерские и хлебобулочные изделия.
Перспективным направлением сотрудничества является модернизация и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры для ее интегрирования в концепцию ЭПШП.
Углубленного внимания и усилий сторон  требует сфера совместных венчурных инвестиций. Необходимо создавать соответствующие фонды, бизнес-инкубаторы и другие эффективные механизмы для взращивания и коммерциализации перспективных научно-технических разработок, их воплощения в производственные проекты, формирующие ”экономику будущего“.
Не стоит забывать и о перспективах взаимного развития туризма. В 2015 году Беларусь посетили 300 тыс. зарубежных туристов, что в 2 раза больше, чем в 2014 году. Если не считать страны СНГ, по количеству туристов, прибывших в Беларусь, Китай занимает второе место после Германии. В этом году мы ожидаем трехкратное увеличение численности китайских туристов благодаря ряду положительных изменений. Среди них можно назвать осуществление авиакомпанией Air China прямого рейса из Пекина в Минск, а также возможность у китайских граждан безвизового въезда, транзита и выезда с территории Республики Беларусь в течение трех суток при следовании упомянутым рейсом Air China.

4. Какие результаты были достигнуты Китаем и Беларусью в расширении прямых инвестиций? Как именно Беларусь намерена привлекать китайских инвесторов?

В целом, хотелось бы отметить, что практически вся территория нашей страны – это успешно функционирующие различные льготные режимы. Китайские компании могут снизить инвестиционные затраты и налоговую нагрузку при размещении своего бизнеса в рамках уже упомянутого индустриального парка ”Великий камень“, шести свободных экономических зон, Парка высоких технологий, на территории малых и средних городов Беларуси.
Одним из главных положений Директивы Президента Республики Беларусь №5 ”О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой“ определен переход от кредитного к инвестиционному сотрудничеству как новому этапу развития двусторонних отношений.
Помимо привлечения инвесторов в парк ”Великий камень“, важным является сопряжение двусторонних экономических механизмов и создание общих с китайскими партнерами производственных цепочек. Поскольку в Китае проводится структурная реформа и активизируется выход китайских предприятий на внешние рынки, мы приглашаем инвесторов в Беларусь, создаем привлекательные условия для взаимовыгодного сотрудничества. Здесь необходимо применять как традиционные, так и новые инструменты. Это распространение информации об инвестиционном потенциале в СМИ, популяризация важнейших инвестиционных проектов в ходе проведения специализированных имиджевых мероприятий (выставки, бизнес-саммиты и т.п.), адресная работа с потенциальными инвесторами. Кроме того, необходимо создавать новые совместные предприятия, формировать инвестиционные, венчурные фонды, выходить на финансовый рынок Китая.

5. Как Вы оцениваете нынешнее состояние развития сотрудничества двух стран в гуманитарий области, в особенности в культурной и туристической областях?

В последние годы развитие отношений между Беларусью и Китаем приобрело настолько масштабный и динамичный характер, что этот период, без преувеличения, можно назвать прорывным. Мы действительно становимся стратегическими партнерами не только в политике и экономике. Наши культурные, научные, образовательные обмены расширяются с каждым годом и приносят новые результаты.
Важной составляющей двустороннего гуманитарного сотрудничества является взаимный обмен Днями культуры, в ходе которых наши народы знакомятся с лучшими достижениями культуры и искусства двух стран.
На 2017 год запланировано проведение Дней культуры Республики Беларусь в Китайской Народной Республике.
На постоянной основе проводятся Недели кино. В сентябре 2016 г. в г.Минске успешно прошла Неделя китайского кино, организованная при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь.
В начале года в г.Минске проводится традиционный китайский ”Веселый весенний праздник“. В настоящее время готовится мероприятие ”Беларускія калядкі“ в г.Пекине с целью ознакомления с белорусскими народными традициями.
Укрепляется гуманитарное взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества и Экономического пояса Шелкового пути. Летом 2016 г. фольклорный ансамбль ”Грамніцы“ Белорусского государственного университета культуры и искусств принял участие в Хоровом лагере Шанхайской организации сотрудничества.
В сентябре 2016 г. в г.Урумчи прошла выставка ЭКСПО ”Китай-Евразия 2016“. В рамках культурной программы выступила фольклорная группа ”Купалінка“ Белорусской государственной филармонии, состоялся показ фильмов производства ”Беларусьфильм“ ”Брестская крепость“, ”Беларусь. Документальная история“, а также ленты, посвященной Китайской Народной Республике.
В настоящее время ведется активная работа по созданию Центра культуры Беларуси в г.Пекине и созданию Центра культуры КНР в г.Минске.
Что касается сферы туризма, то здесь потенциал двустороннего сотрудничества раскрыт не в полной мере. Надеюсь, что вступление в силу Протокола о взаимных безвизовых групповых туристских поездках увеличит поток китайских туристов, направляющихся в Беларусь.
Кроме того, как я уже упоминал, с прошлого года китайские туристы могут без виз въезжать и находиться в Беларуси на срок до трех суток.
Уверен, что наша страна обладает значительным потенциалом для развития всех видов туризма – от познавательного до оздоровительного. Беларусь – идеальное место для ценителей отдыха в экологически чистых, не тронутых урбанизацией уголках. Многие природные комплексы страны считаются эксклюзивными в Европе.
В последние годы в моду входят и посещения стран и городов, где проходили знаменитые сражения разных времен и народов. В этом плане территория Беларуси может считаться тематическим военно-историческим парком. В нашей стране можно увидеть замки и храмы оборонительного типа, памятники и стелы, установленные в честь знаменитых битв, военные и краеведческие музеи.
Беларусь надеется, что безвизовый режим для организованных туристских групп поможет гостям из Китая по достоинству оценить гостеприимность и красоту белорусской земли.

6. В начале следующего года наступает 25-я годовщина установления дипломатических отношений между Китаем и Беларусью. Какие мероприятия будут организованы со стороны Беларуси для празднования данного знаменательного момента?

Действительно, в середине января 2017 года мы совместно будем праздновать четвертьвековой юбилей установления дипломатических отношений между Беларусью и Китаем.
25 лет – сравнительно небольшой исторический период, однако за это время Беларуси и Китаю удалось достичь весомых результатов в двустороннем сотрудничестве. Опыт становления и развития белорусско-китайских связей на протяжении этих лет наглядно свидетельствует о том, что между средним по европейским меркам государством и крупнейшей мировой державой могут существовать доверительные и взаимовыгодные отношения.
Полагаю, что в фундаменте таких отношений лежат схожие подходы к политическому и социально-экономическому развитию. И Республика Беларусь, и Китайская Народная Республика формировали стратегии своего национального развития исходя, прежде всего, из собственных традиций и интересов.
Что касается непосредственно мероприятий, посвященных памятной дате, нами разработан и утвержден специальный план подготовки и проведения празднования юбилея. Предполагается реализация проектов в самых разных сферах – от издания сборника воспоминаний Послов Беларуси в Китае до проведения научных и образовательных конференций и круглых столов, от выпуска юбилейных почтовых блоков с государственными символами двух стран до организации выставок и экспозиций.
В заключение хотел бы отметить, что белорусско-китайское сотрудничество имеет очень хорошие перспективы, так как основой его развития являются дружба наших народов, взаимное уважение, доброжелательность и доверие.
 

Версия для печати

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти