:

Указ Президента о Китайско-Белорусском парке от 12 мая 2017 г. № 166

Указ Президента о Китайско-Белорусском парке от 12 мая 2017 г. № 166

26 мая 2017 г. в силу вступил Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166, направленный на совершенствование специального правового режима индустриального парка «Великий камень». Документ направлен на повышение инвестиционной привлекательности проекта, в том числе путем создания максимально комфортной административной среды, а также оптимизации налоговых льгот и иных преференций.

Так, Указом создаются все необходимые условия для функционирования администрации парка в качестве «одной станции», что предполагает оказание всех услуг непосредственно в парке. То есть инвестору не нужно ходить по различным министерствам и комитетам – достаточно прийти в администрацию и выразить желание сотрудничать. Теперь органы госуправления по запросу обязаны направлять своих сотрудников в парк для выполнения административных процедур.

Кроме того, за администрацией закреплены дополнительные функции, например, разработка, согласование, в том числе с Администрацией Президента, и внесение в Правительство проектов нормативных правовых актов, иных документов, связанных с деятельностью парка, участие в продвижении парка, утверждение градостроительных проектов детального планирования территории, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети.

Администрация парка теперь – координатор работы государственных структур, направленной на своевременное и качественное решение вопросов, возникающих у инвестора при реализации проектов в парке.

Важно и то, что документом вводится мораторий на проведение без согласования с администрацией парка проверок в отношении резидентов и СЗАО. Здесь нужно учитывать, что подавляющее большинство резидентов парка являются вновь созданными юридическими лицами с иностранным капиталом.

Указом также снижен «порог» для входа резидентов в парк. Расширены основные направления деятельности за счет информатики, фармацевтики, электронной коммерции, деятельности, связанной с хранением и обработкой больших объемов данных, социально-культурной деятельности. При этом вводится запрет на осуществление потенциально опасных для здоровья и жизни населения, состояния окружающей среды видов деятельности, например, на производство алкогольной и табачной продукции, радиоактивных материалов.

Еще одно важное изменение – возможность снижения объема инвестиций до $500 тыс. долларов, но при условии такого инвестирования в трехлетний срок. Ранее резидентом парка можно было стать с минимальным объемом инвестиций в $5 млн. долларов без ограничения по сроку. Корректировка позволит привлечь в парк субъектов малого и среднего бизнеса, необходимых для создания дополняющих производств крупных компаний.

Документом одновременно за администрацией парка закреплено право самостоятельно принимать решение о регистрации в качестве резидента юридического лица, чей инвестиционный проект не соответствует требованиям к основным направлениям и объему инвестиций.

Указом упрощено и таможенное администрирование. Исключена необходимость завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны при передаче товара другому резиденту и введена возможность использовать территорию одной свободной таможенной зоны несколькими резидентами. По сути, речь идет о создании «бондовой зоны», что позволит полноценно вовлечь парк в реализацию стратегии «Один пояс – один путь».

Кроме того, товары, произведенные в парке из иностранного сырья, освобождены Указом от «ввозного» НДС.

Немаловажным для инвестора являются и налоговые льготы. Указом подтверждается право субъектов парка, в первую очередь, инвесторов, применять иные льготные режимы ведения деятельности, предусмотренные законодательством. Например, установленные для стимулирования предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

Также документом предусмотрено предоставление более низких цен на энергоресурсы для резидентов парка и совместной компании в целях их максимального сближения с ценами на топливно-энергетические ресурсы в других странах-участницах ЕАЭС, что является существенным фактором для инвестора при принятии решения о «вхождении» в парк. Так, тарифы (цены) на газ и электроэнергию будут устанавливаться по себестоимости без формирования прибыли для энерго(газо)снабжающих организаций.

Начало исчисления срока применения резидентами парка льготы по освобождению от налога на прибыль на дату объявления прибыли, освобождение от налога на недвижимость и земельного налога отнесено на весь срок действия особого порядка налогового регулирования. Аналогичный порядок применяется в СЭЗах Беларуси, ОЭЗах России и Казахстана. Именно он является наиболее привлекательным для реализации проектов, которые реализуются, что называется, «в чистом поле».

Обороты по приобретению резидентами парка в Беларуси работ и услуг, имущественных прав, указанных в подпункте 1.4 пункта 1 статьи 33 Налогового кодекса будут освобождены от НДС. Аналогичный порядок установлен в СЭЗ Казахстана. Резиденты и инвесторы также смогут сэкономить на приобретении земельных участков для своих объектов за счет освобождения таких сделок от этого налога.

Кроме того, согласовать перечень товаров (работ, услуг) для целей получения предусмотренного для резидентов парка налогового вычета теперь можно не в 15-дневный, а в 5-дневный срок.

Во многом теперь проще резиденту и инвестору парка осуществлять строительную деятельность на этой территории. В развитие преференции о применении иностранных норм в строительстве будет введен упрощенный порядок адаптации иностранных проектов, а также не потребуется проведение процедур закупок при выборе подрядных организаций. Учитывая иностранное происхождение вновь созданных в парке юридических лиц не потребуется получать аттестат соответствия для выполнения функций заказчика.

Ряд норм нового Указа направлен на либерализацию отношений в сфере миграции, в том числе трудовой.

Специфика проекта, его международный статус и новизна для Беларуси требует привлечения на работу в парк большого числа иностранных специалистов, обладающих опытом работы над реализацией аналогичных проектов в зарубежных странах, а также владеющих иностранными языками на уровне родного языка. Поэтому Указом закреплен безвизовый въезд в Беларусь представителей потенциальных инвесторов и резидентов с возможностью их пребывания на ее территории в течение 180 суток в календарном году.

Также предусмотрена возможность найма иностранными компаниями трудящихся-иммигрантов для работ. Эта норма необходима для иностранных генподрядчиков при строительстве объектов парка за счет льготных кредитов китайских банков, предусматривающих обязательную долю китайской составляющей в цене строительства.

Кроме того, документ разрешает регистрировать по месту жительства и (или) пребывания иностранных граждан во временных жилых помещениях, специально возводимых для этих целей – с целью оптимизации затрат, связанных с привлечением иностранной рабочей силы на объекты, финансируемые связанными кредитами.

Указ вводит так называемую «стабилизационную» оговорку. Срок ее действия – 10 лет. Она предусматривает нераспространение на резидентов, совместную компанию и ее дочерних юрлиц действия нормативных правовых актов, ухудшающих условия ведения деятельности в парке.


Указ содержит ряд других льгот и преференций (о свободном проведении валютно-обменных операций, совершении внешнеторговых сделок, ценообразовании на продукцию парка, венчурном инвестировании и т.д.), ознакомиться с которыми также можно здесь

Дыпмісіі Беларусі за мяжой

Усе дыпмісіі Сайт МЗС
Перайсці