:

Основные вопросы белорусского экспортера по электронной торговле в КНР

Что такое электронная торговля в КНР?

Китай является ведущим рынком электронной торговли: его оборот в 2018 г. превысил 4,6 трлн. долл. (+8,5% к 2017 г.), в т.ч. розничная торговля – 1,3 трлн. долл. (+23,9% к 2017 г.), из них потребительскими товарами – 1,0 трлн. долл. (+25,4%). Каждый пятый потребительский товар в Китае продается через Интернет. Более 800 млн. жителей Китая являются Интернет пользователям, из них 90% используют мобильный Интернет, проводя в среднем около 5 часов в сутки (дольше всех в мире).

Трансграничная электронная торговля в Китае также стремительно растет: в 2018 г. составила 19,6 млрд. долл. (+50% к 2017 г.), из них импорт составляет – 11,4 млрд. долл., экспорт – 8,2 млрд. долл., т.е. сегодня Китай через электронные площадки больше покупает из-за рубежа, чем продает.

Зачем электронная торговля белорусским экспортерам?

Электронная торговля в Китае открывает для белорусских производителей возможность экспортировать в Китай новой продукции, в первую очередь, наиболее сложных для допуска или сертификации по установленной процедуре (например, мясные консервы, мед, иные продукты питания, алкогольные напитки, косметика, детское питание, медпрепараты), а также минимизировать число посредников, увеличив добавленную стоимость.

Какие преимущества у электронной торговли?

Основными преимуществами электронной торговли являются:

♦ льготы по сертификации и аккредитации (Не является обязательным соблюдение стандартов, импортных лицензий, квот, процедур сертификации и аккредитации, необходимых для стандартного экспорта в КНР, за исключением импортного эмбарго или наличия рисков безопасности качества и чрезвычайных мер. Товар при этом может соответствовать национальным или международным требованиям качества, безопасности, гигиены, защиты окружающей среды и других стандартов или технических характеристик происхождения. Потребитель сам несет ответственность за указанные риски.) 
♦ налоговые льготы (В отношении ввозимых посредством электронной торговли товаров уплачивается единый налог в размере 9,1%, то есть товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин и 30% НДС.) 
♦ льготы по маркировке (Товар может быть упакован производителем по национальным стандартам без соответствующей маркировки на китайском языке.)

Где в Китае применяется электронная торговля?

В настоящее время для стимулирования торговли в Китае определены 37 пилотных зон (городов) для работы электронной торговли: Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Таншань, Хух-Хото, Шэньян, Далянь, Чанчунь, Харбин, Нанкин, Сучжоу, Уси, Ханчжоу, Нинбо, Иу, Хэфэй, Фучжоу, Сямэнь, Наньчан, Циндао, Вэйхай, Чжэнчжоу, Ухань, Чанша, Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай, Дунгуан, Наньнин, Хайкоу, Чунцин, Чэнду, Гуйян, Куньмин, Сиань, Ланьчжоу, Пинтан.

Какие товары можно реализовывать с помощью электронной торговли?

В настоящее время льготные политики электронной торговли распространяются на 1321 категорию товаров, включенных в особый список.

Какие ограничения действуют для покупок электронной торговли?

Конечными покупателями и получателями товаров электронной торговли являются физические лица, проживающие в КНР. При этом общая стоимость покупаемых товаров должна составлять не более 5000 юаней (около 700 $) в месяц или 26000 юаней (около 3700 $) в год. В случае превышения получатель уплачивает таможенную пошлину и НДС в полном объеме.

Какие действуют модели работы в рамках электронной торговли?

Электронная торговля предполагает работу по двум моделям:

♦ “B2C”: белорусская компания напрямую продает товар покупателю в Китае (услуги по доставке, упаковке, таможенному оформлению и иные сопутствующие услуги входят в обязанность продавца);
♦ “B2B2C”: белорусская компания реализует товар китайской компании, которая самостоятельно (либо через партнеров) реализует товаров конечному покупателю в Китае через площадки электронной торговли (как правило, услуги по доставке, упаковке, таможенному оформлению и иные сопутствующие услуги входят в обязанность китайского партнера-покупателя товара).

Исходя из практики, модель “B2B2C” может быть реализована через 4 варианта взаимодействия белорусского и китайского бизнеса:

♦ продажа товаров китайской компании с последующей реализацией через электронные площадки:

• белорусская компания заключает договор купли-продажи с китайской компанией (чаще всего, оптовой поставки) с опосредованной реализацией на электронной площадке;
• китайский продавец через посредника размещает товар на электронной площадке и реализовывает его.

Преимущество: наиболее быстрый выход на китайский рынок.
Недостаток: большое число посредников, минимальная прибыль.

♦ продажа товаров китайской компании, имеющей магазин на электронной площадке в Китае:

• белорусская компания заключает договор купли-продажи с китайской компанией (на практике, мелко-оптовые поставки) с непосредственной договоренностью о реализации товара;
• китайский продавец размещает информацию о товаре на электронной площадке и реализовывает его.

Преимущество: достаточно быстрый выход на китайский рынок.
Недостаток: наличие посредников, потеря определенной части потенциальной прибыли.

♦ продажа товаров через Интернет-магазины представительств белорусских компаний в Китае:

• создание белорусскими компаниями своего юридического лица (представительства) в Китае;
• регистрация данного лица на электронной площадке;
• доставка товаров, размещение в бондовой зоне и их реализация через электронную площадку.

Преимущества: исключение посредников между белорусским производителем и китайской интернет-площадкой; повышенная прибыль по сравнению со стандартной реализацией товаров в Китай.
Недостатки: затраты по созданию дополнительного юридического лица; затраты и риски, связанные с регистрацией и выполнением дополнительных обязательств перед китайской электронной площадкой и китайскими потребителями (депозит, принятие претензий потребителей и др.).

♦ продажа товаров через белорусскую электронную площадку в Китае:

• создание белорусской компанией своего юридического лица (представительства) в Китае;
• регистрация данного лица в качестве электронной площадки;
• открытие магазина и работа по алгоритму, указанному в предыдущем пункте.

Преимущества: исключение посредников между белорусским производителем и китайской интернет-площадкой; минимизация потерь потенциальной прибыли при продаже товаров в Китае (максимально прибыльный вариант работы).
Недостатки: создание дополнительного юридического лица; затраты и риски, связанные с регистрацией и выполнением дополнительных обязательств перед китайской электронной площадкой и китайскими потребителями (депозит, принятие претензий потребителей и др.); наиболее сложный вариант выхода на китайский рынок.

В современных условиях наиболее оптимальными вариантами выхода белорусских предприятий на китайский рынок электронной торговли в текущих условиях являются второй и третий варианты (в зависимости от объемов экспорта товаров, прогрессивности команды и готовности развивать вопрос открытия представительства компании в Китае).

Какие расходы потребуются для работы в рамках электронной торговли?

Помимо уплаты единого налога на ввозимые товары электронной коммерции в размере 9,1 %, следует учитывать следующие расходы:

♦ расходы на доставку товаров из Беларуси в Китай (цены варьируются от 1600-2000$ за ж/д контейнер до 4 $ за 1 кг (авиа) в зависимости от вида транспорта, дополнительных условий транспортировки, места доставки);
♦ расходы на хранение в бондовой зоне (в среднем от 15-20 $ за 1 м2 в месяц);
♦ расходы Интернет-магазина (за создание – в среднем от 3000$, сопровождение – от 1000 $ в год);
♦ комиссия Интернет площадки (в среднем около 2% от объема продаж);
♦ расходы за фасовку, розничную упаковку для пересылки конечному получателю, таможенную очистку (в среднем от 1,5 $ за отправку до 1 кг);
♦ также расходы могут быть связаны с продвижением рейтинга товара/магазина на Интернет-площадке, маркетингом, рекламой и др.

Контакты для работы в рамках электронной торговли.

Контакты китайских партнеров, сотрудничающих с белорусскими экспортерами в рамках электронной торговли: 

♦ Интернет-магазины «Ulavie» и «Bellakt» на площадке taobao.com и JD.com – детское питание (контактное лицо: Ms. Liu Jing Ying, ljy@ulavie.com, китайский, русский);
♦ Интернет-магазин «Национальный белорусский павильон в г.Чэнду» на площадке taobao.com – мед, мясные консервы, детские консервы (контактное лицо: Ms. Viktoria Kuryan, vikakuryan.97@mail.ru, китайский, русский);
♦ Интернет-магазин «Alhambra» (национальный павильон в г.Иу) на площадке taobao.com – кондитерские, макаронные изделия (контактное лицо: Ms. Bin He, tracy@kingtoptrade.com, китайский, английский).

В случае заинтересованности в экспортных поставках белорусской продукции в рамках электронной торговли предлагаем напрямую контактировать с китайскими партнерами.

По вопросам, требующим внимания Посольства, просьба обращаться:

♦ Коваленок Дмитрий, официальный представитель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в Посольстве (china@gtk.customs.gov.by);
♦ Колесов Алексей, представитель торгово-экономической группы Посольства (cn.trade@mfa.gov.by).

 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти