О регистрации бренда в КНР
Регистрация товарного знака в Китае осуществляется в Департаменте по товарным знакам Государственного торгово-промышленного управления.
Действие товарных знаков в Китае регулирует Закон КНР «О товарных знаках» (Trademark Law of the People's Republic of China). Последние изменения регулирования действия товарных знаков были произведены в 2014 году.
В качестве заявителя на регистрацию товарного знака могут выступать юридические лица, физические лица, группы лиц. Продолжительность регистрации товарного знака доходит до 2 лет. Срок действия товарного знака составляет 10 лет с возможностью последующего продления.
В качестве товарного знака может быть зарегистрировано изображение, состоящее из слов, графики, буквенных и числовых сочетаний, трехмерных объектов, цветовых комбинаций, а также любые комбинации таких изображений. Также можно зарегистрировать звуковые товарные знаки.
По законодательству Китая правообладатель товарного знака несет ответственность за свою продукцию перед своими потребителями и должен гарантировать своим потребителям качество своих товаров и услуг.
Процедура регистрации товарного знака в Китае
1. Проверка товарного знака на охраноспособность.
Для того чтобы избежать лишних затрат, а также минимизировать возможность привлечение к ответственности за использование чужого товарного знака или ненадлежащего обозначения, перед подачей заявки на регистрацию, обозначение проходит полную проверку. Проверка осуществляется по базам регистрирующего ведомства, а также по открытым источникам на наличие известных торговых марок, которые также могут явиться препятствием к регистрации.
2. Подача заявки.
Чтобы зарегистрировать торговую марку на территории Китая необходимо подать заявление в регистрирующее ведомство. Граждане и организации, которые не являются резидентами Китая обязаны проводить все действия по регистрации товарных знаков через агентские организации национальных патентных поверенных. В настоящее время имеется множество как русскоязычных, так и англоязычных агентств, предлагающих услуги регистрации бренда «под ключ», средняя стоимость от 700 до 2000 долл. США.
С 2014 года существует возможность подать только одну заявку на регистрацию товарных знаков в нескольких классах МКТУ. Во время принятия решения о регистрации товарного знака патентное ведомство использует правило приоритета заявок.
При регистрации товарного знака в Китае можно воспользоваться правом конвенционного приоритета. Если заявка на регистрацию товарного знака подана в одной из стран, которые входят в состав Парижской конвенции, а также с момента подачи такой заявки не прошло 6 месяцев, заявитель может подать ходатайство через своего представителя на установление приоритета регистрации товарного знака в Китае с даты подачи первоначальной заявки. Если шестимесячный срок подачи заявки пропущен, приоритет будет присвоен с даты подачи заявки в Патентное ведомство Китая.
3. Экспертиза товарного знака.
Проверка знака на соответствие закону о товарных знаках КНР, в том числе проверка уникальности.
4. Публикация товарного знака.
Публикация проводится в специальном открытом бюллетене. Бюллетень с опубликованными знаками размещается на сайте ведомства. Данные бюллетени просматривают юристы и патентные поверенные компаний, которые зарегистрировали свои товарные знаки на территории Китая, и следят за тем, чтобы регистрирующее ведомство не пропустило регистрацию знака схожего со знаками их клиентов.
5. Предоставление возражений против регистрации товарных знаков.
Если с помощью мониторинга публикаций бюллетеней товарных знаков кто-то выявил, что регистрация товарного знака может нарушить исключительные права на товарный знак правообладателя, а также права потребителей товаров и услуг, может быть подано возражение на регистрацию товарного знака. Обратите внимание, что такое возражение может подавать не только правообладатель знака, чьи права могут быть нарушены, но и любое лицо. Однако с 2014 года для подачи такого возражения необходимо подтвердить, что товарный знак не может быть зарегистрирован по причине тождества или сходства с ранее зарегистрированным знаком обращающегося или знаком его контрагента, широко известным знаком, или географическим названием. На подачу возражения дается 3 месяца. Возражение рассматривается 12 месяцев.
6. Выдача свидетельства на товарный знак.
Представитель заявителя должен получить оригинал товарного знака в течение 3-х месяцев с момента получения извещения о его выдаче.
Отказ в регистрации товарного знака в Китае.
В случае отказа от регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, заявитель через своего представителя может обратиться за пересмотром решения в Экспертную комиссию по торговым маркам Главного управления промышленно-торговой администрации КНР для повторного рассмотрения заявления.
Наказание за нарушение прав на товарные знаки в Китае.
Нарушением исключительных прав на товарный знак в Китае признается любое использование зарегистрированного знака, известного товарного знака, а также схожих с данными товарными знаками без согласия владельца. Также нарушением прав признается изменение товарного знака, проставленного на продукции его владельцем.
Вся изъятая продукция подлежит уничтожению, если с нее невозможно удалить товарный знак. В исключительных случаях продукция может быть передана для использования среди малоимущих слоев населения.
Правообладатель знака, чьи права нарушены, может требовать компенсации в размере понесенных убытков или в размере до 300% от дохода нарушителя (с деятельности, в которой применялся товарный знак), или лицензионных платежей, которые мог бы получить правообладатель за использование его знака нарушителем. Если данную сумму рассчитать невозможно, назначается фиксированная компенсация до 3 000 000 юаней. В случае преднамеренного нарушения, нарушителя можно побудить принести публичные извинения.